Главная » 2015 Июнь 3 » Сценарий Битва хоров трех поколений
09:26 Сценарий Битва хоров трех поколений | |
Цель: эстетическое воспитание учащихся средствами хореографического искусства. Задачи: 1. Создание условий для воспитания художественного вкуса. 2. Расширение кругозора учащихся в области танцевального искусства. 3. Развитие творческой инициативы учащихся. Рекомендации к проведению. Для проведения мероприятия необходимы аудиоаппаратура, записи музыкальных произведений и фонограммы танцев. Стены танцевального (актового) зала оформляются фотографиями и плакатами о танцевальном искусстве разных времен и эпох. По ходу мероприятия, ведущий использует карточки, которые помогут учащимся запомнить исторические даты и имена выдающихся хореографов. (Слова для карточек подчеркнуты в тексте). Ход праздника. Ведущая. Искусство танца – одно из древнейших искусств, которое зародилось в первобытном обществе. В одном из складов на Киевщине были найдены старинные серебряные фигурки с изображением пляшущих людей. Ученые утверждают, что они были сделаны в VI веке до н.э. Танцы древних людей, в отличии от современных были массовыми. Костюмы готовились из шкуры зверей, перьев птиц, из веток растений и т.д. Танцы сопровождались пением, звоном украшений, стуком бамбуковых палочек. Танцы первобытнообщинного строя делились на несколько видов: Охотничьи танцы Воинственные Ритуальные, религиозные Пляски – игры, изображающие трудовые процессы. Исполняется танец «Папуасов» Идет обсуждение просмотренного танца. Дети – зрители рассказывают ведущей, что они увидели (как первобытные люди греют руки у костра, собирают фрукты, радуются удачной охоте). Ведущая. Танцем выражались важные события в жизни людей: свадьба, сбор урожая, рождение, смерть, война и т.д. Вместе с плясками-играми, в которых отображались трудовые процессы, исполнялись и любовные пляски. В основе пляски – игры «Бояре» - обряд сватовства, выдачи девушек замуж. Ведущая формирует две группы желающих детей из зала и проводит игру «Бояре» (см. приложение). Ведущая. Самым древним русским танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод – массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворял движение Солнца вокруг Земли. В хороводе разыгрывались целые сценки. Исполняется танец «Хоровод с платками» Ведущая спрашивает у зрителей, какие рисунки они разглядели в хороводе и что они обозначают (круг, ручеек, воротца, волна и др.). Ведущая. Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи. Скоморохов очень любили на Руси и считали самыми лучшими танцовщиками. Существуют пословицы: «Всяк спляшет, да не так как скоморох». «Не учи плясать, я и сам скоморох». «Что за веселье без скоморохов?!». Многие исполнительские приемы скоморохов передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней: присядки, дроби, верчения, и др. В XVI веке сам царь Иван Грозный принимал участие в выступлениях скоморохов. Исполняется танец «Скоморохов» Ведущая. В 1718 году Петр I издает указ об ассамблеях (публичные балы в России). На ассамблеях все должны были принимать участия в танцах. Начинался бал с медленных танцев. Это боли танцы – шествия, торжественные, парадные: «Полонезы», «Бурре», «Павана». Затем отдельные пары танцевали «Менуэты». Основные движения таких танцев – поклоны и реверансы. Звучит «Менуэт», а ведущая показывает несколько реверансов. Затем исполнялись танцы – игры: шуточные, быстрые и веселые. Среди них «Кэттен – танец». Ведущая предлагает всем желающим взяться за руки и под веселую музыку, пробежаться по длинному школьному коридору. Ведущая. Заканчивался бал прощальным танцем шествием. Впереди шел царь Петр I. Иногда прощальный танец танцевали со свечами. Простой крестьянский народ тоже любил танцевать. Это были веселые, задорные пляски, которые отражали характер русского человека. От танцующих требовалось выразительное исполнение – высокое техническое мастерство, актерское дарование и умение передавать содержание танца зрителю. Такие танцы как «Барыня», «Камаринская», «Калинка», «Кадриль», до сих пор передаются из поколения в поколение и исполняются в наше время. Исполняется танец «Русская пляска» Ведущая. После указа об ассамблеях, интерес к танцам все больше возрастал. Появились первые учителя танцев – танцмейстеры, которых выписывали из-за границы. В 1738 году была организована «Собственная Ее Величество танцевальная школа», танцмейстером которой стал француз Жан Батист Ланде. Произошло рождение русской школы классического танца. А во второй половине XVIII века стали появляться постановщики русских балетов. Русское балетное искусство тесно связанно с именами композиторов П. И. Чайковского и А. К. Глазунова и балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова. Современное искусство танца немыслимы без П. И. Чайковского, без его «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика». Звучит музыка из балета «Лебединое озеро». Эти балеты можно и сегодня посмотреть, сходив в театр Оперы и Балета. Основная тема балетов - борьба добра и зла. А в конце XIX века многие танцовщики считали, что классический балет налагает слишком много ограничений на пластику танцующего. Поэтому на смену жанра классического балета приходят всевозможные ритмопластические танцы. Возникает танец стиля модерн, т.е. современный танец. Основоположницей танца модерн стала американская танцовщица Айседора Дункан. В 20-е годы XX века огромную популярность приобрел стиль Джаз-танец. Джаз – энергичный и выразительный танец. Почти все танцы, которые можно увидеть в мюзиклах и танцевальных фильмах – это джаз-танцы. Начало ХХ века стало временем новых направлений в русском искусстве. Интересен и разнообразен танцевальный фольклор нашей страны. В 1935 году в Москве был открыт Театр народного творчества. Осенью, 1936 года состоялся первый фестиваль народного танца, а в феврале 1937 года был организован Ансамбль народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева. Этот Ансамбль существует и по сей день, и пользуется огромным успехом у зрителей нашей страны и за рубежом. Многие танцевальные композиции И. А. Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия народно-сценической хореографии. В 30-е годы ХХ века стали проводиться смотры художественной самодеятельности, всевозможные конкурсы и фестивали. Ведущая спрашивает: Ребята, а какие музыкально-танцевальные конкурсы знаете вы? («Танцы со звездами», «Танцы на льду», «Минута славы», «Битва хоров», «Танцуй», «Голос» и т.д.). Проводится конкурс «Кто кого перетанцует» Ведущая. Искусство танца не стоит на месте, оно постоянно развивается: в 30-е годы зародился самый стильный вид танца – Чечетка; в 40-е годы затанцевали «Буги-вуги», в 50-е годы стал популярен Рок-н-ролл, а в 60-е годы во Франции, когда отрылись первые дискотеки, появился стиль Диско. В новых клубах молодежь танцевала под записанную на пластинки популярную музыку, а не под живой оркестр, как раньше. Изменяется жизнь, появляются новые танцы, и только один не подвластен времени. Уже 200 лет при звуках этого танца хочется кружиться, качаться, парить! Ребята, вы догадались, о каком танце идет речь? Звучит музыка «Вальс». Желающие ребята поднимаются на сцену и исполняют несколько вальсовых движений. Ведущая. В 1970-х г.г., на улицах Нью-Йорка зародился Брейк! На сегодняшний день известно несколько уличных танцевальных стилей: hip-hop, locking, popping, kingtut, c-walk, krump, house, new style, la style, wacking и т.д. Брейкинг, как один из стилей Брейка, очень сложный и даже опасный танец. Он состоит из акробатических вращений на полу. Брейк и сегодня остается самым популярным и самым любим танцевальным стилем мальчишек! Исполняется танец «брейк». Ведущая. Итак, я повторяюсь, искусство танца не стоит на месте, оно обновляется все более сложными формами. Я призываю вас всех заниматься хореографией. Выбрать свой стиль. А так как вы еще такие юные, то будущее хореографии за вами. Придумывайте, изобретайте новые направления танцевального искусства. Уметь танцевать – это модно, стильно, полезно и просто здорово! Автор материала: Русинова Наталия Вадимовна Используемая литература: Т. Барышникова «Азбука хореографии», г. С-Петербург, «Респекс», 1996г. Поэль Карп «Младшая муза», г. Москва, «Детская литература»,1986г. Г.М. Науменко, «Фольклорная азбука», г. Москва, 1996г. Люси Смит «Танцы. Начальный курс», г. Москва, «Астрель», 2001г. Приложение Пляска-игра «Бояре» Взята из книги «Фольклорная азбука», автор Г.М. Науменко, г. Москва, 1996 год. Игра записана со слов жителей села Красный Бор, Шатковского района, Нижегородской области, в 1986 году. Условия игры: Играющие делятся на две команды А и В, и выстраиваются в линии друг на против друга. Линия А шагает к линии В и поет - Бояре, а мы к вам пришли, возвращается обратно и поет - Молодые, а мы к вам пришли Линия В шагает к линии А и поет - Бояре, а зачем вы пришли?, возвращается обратно и поет - Молодые, а зачем вы пришли? (Движения повторяются) А - Бояре, мы невесту выбирать Молодые, мы невесту выбирать В – Бояре, сюртуки у вас худые Молодые, сюртуки у вас худые А - Бояре, этот чем вам не сюртук? Молодые, этот чем вам не сюртук? В – Бояре, сапоги у вас худые Молодые, сапоги у вас худые А - Бояре, это чем не сапоги? Молодые, это чем не сапоги? В – Бояре, вам которая мила? Молодые, вам которая мила? А - Бояре, нам вот эта мила Молодые, нам вот эта мила В – Бояре, она у нас глупая, глупая Молодые, она у нас глупая, глупая А - Бояре, а мы ее выучим, выучим Молодые, а мы ее выучим, выучим В – Бояре, а как ее выучить, выучить? Молодые, а как ее выучить, выучить А - Бояре, а мы ее плеточкой, плеточкой Молодые, а мы ее плеточкой, плеточкой В – Бояре, она будет плакати, плакати Молодые, она будет плакати, плакати А - Бояре, а мы ее пряничком, пряничком Молодые, а мы ее пряничком, пряничком В – Забирайте невесту! (девушка перебегает в линию А) В – Бояре, в нашем полку убыло, убыло Молодые, в нашем полку убыло, убыло А - Бояре, в нашем полку прибыло, прибыло Молодые, в нашем полку прибыло, прибыло В – Бояре, в нашем полку плакали, плакали Молодые, в нашем полку плакали, плакали А - Бояре, в нашем полку плясали, плясали Молодые, в нашем полку плясали, плясали Все участники весело танцуют. Игра продолжается.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |